Образование как условие развития цивилизации

Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества

Образование – это система целенаправленной, широкой, общедоступной социальной и педагогической помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обученности и развитости в разные периоды жизни.

Образование — это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Необходимо учитывать, что образование всегда функционирует в рамках определенной культуры, оно вписано в ту или иную систему культуры. Феномены культуры искусственны, ибо они созданы из природного материала человеческими индивидами для удовлетворения их духовных потребностей. К таким феноменам культуры относится и образование, которое занимает определенное место в системе культуры, причем его роль зависит от ценностей и идеалов конкретной культуры. В процессе образования человек осваивает духовные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, он не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Однако социально — культурные условия в современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческий потенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получения высшего образования. От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве одного из ведущих факторов общественного процесса и развития цивилизации. Осознание взаимосвязи образования и культуры, необходимости культурного императива в определение содержания образования дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования.

57.Развитие идеи свободного воспитания в России .

Особое место в истории отечественной педагогики занимает идея свободного воспитания. На протяжении многих веков педагоги, философы, общественные деятели искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколениеЭту идею в разное время обосновывали и развивали К.Н. Венцель, М. Монтессори, Ж.-Ж.Руссо, Толстой Л.Н. и др. В России одним из основоположников теории свободного воспитания является Л.Н.Толстой. Он рассматривал воспитание как стремление одного человека сделать другого таким, каков он есть сам, как действие насильственное, а потому незаконное и несправедливое, и образование как действие свободное, а потому законное и справедливое. Л.Н. Толстой писал: «Идеал наш сзади, а не впереди. Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы». По мнению Толстого, ребенка нужно лишь обеспечить материалом, необходимым для гармоничного развития, предоставив полную свободу для работы с ним

Цель воспитания, сформулированная Л. Н. Толстым, складывались из философских представлений автора о предназначении человека, его места в обществе. Педагогическая модель Л. Н. Толстого ориентирована на достижение идеала – совершенного человека, цели воспитания, сформулированной писателем как «… формирование само сознательной личности…». Идеал Л. Н. Толстого сложен, многогранен, динамичен и складывается из размышлений о воспитании, образовании и развитии ребенка. Результатом этих размышлений стало убеждение, что «… воспитывая, образовывая, развивая или как хотите действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра» Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка. Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста. «Здоровый ребенок, — писал Л.Н. Толстой, — родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе… Родившись, человек представляет собой прообраз гармонии, правды, красоты и добра» .Духовная жизнь каждого человека, по убеждению Л.Н. Толстого, начинается с того момента, когда у него возникает стремление уяснить цель и смысл окружающего мира и назначение человека. Л. Н. Толстой провозглашал свободу критерием педагогики, считая, что свобода должна быть положена в основу воспитания как педагогический принцип. Свобода не может быть дана человеку, человек только сам может освободить себя. Причину несвободы Л.Н. Толстой предлагал искать в себе. Он утверждал, что ребенок рождаясь на свет бывает совершенно свободен от каких – либо греховных черт, пороков, отрицательных качеств, хотя душа его не представляет «чистой доски», на которой можно писать все, что захочется. Свобода в воспитании, по Л.Н. Толстому, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности. Писатель приходит к отрицанию права воспитания и делает парадоксальный вывод: воспитатели потому с таким жаром берутся воспитывать ребенка, что в основе их стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя. Поэтому Л.Н. Толстой провозгласил право ребенка на свободу, называя свободу и просвещение лучшими благами человека и условием истинного образования. Кроме того писатель рассматривал свободу как одно из главных условий проявления любви, а в воспитании и образовании – как отсутствие принуждения, насилия, угнетения ребенка. Идея свободного воспитания Л.Н.Толстого была реализована им в Яснополянской школе, где он стремился добиться свободы детей учиться: учиться тому, что пожелают или не учиться. В выборе занятий для детей Л.Н. Толстой исходил из детских потребностей и нужд, в этом он видел успех своей школы. В своей статье Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Л.Н. Толстой считал, что « …внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. О выгодах этого устройства мне часто придется говорить, о мнимых же неудобствах скажу следующее. Во- Первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны. Во- вторых, в этом, как и во многих подобных случаях, насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе»

Таким образом, характеризуя идею свободного воспитания в интерпретации Л.Н. Толстого можно сделать вывод, что основой ее является любовь к ребенку, внимание к его интересам, потребностям, жизни. Ключевым принципом теории свободного воспитания Л.Н. Толстого выступает свобода, понимаемая мыслителем, как отсутствие насилия, всяческого принуждения, реализация естественного права ребенка в воспитательном общении.

Гуманистическая педагогика это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие гуманизм произошло от латинского слова humanus, означавшего человеческий, человечный. Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий. Гуманизм утверждает универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как совокупность ценностных установок гуманизм является общественным идеалом.
Однако, при всей очевидности положительных факторов, гуманистическая педагогика не становится массовой и фундаментальной наукой для построения всех педагогических систем. Тоталитарные правительства, которые, что бы там не говорили, составляют подавляющее большинство на планете, совсем не заинтересованы в продвижении гуманистических идей в процесс обучения. Они повсеместно внедряют авторитарную педагогику, поскольку именно она позволяет им наиболее комфортно управлять государством, не допуская изъявления воли и подавляя любые возмущения. Россия провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма. Полностью преобразовать сложившуюся десятилетиями систему авторитарного образования, нацеленную на воспитание законопослушных и безропотных граждан, пока не получается. Отечественная педагогика постепенно, правда пока очень медленно, поворачивается в сторону гуманистических идей, внедряя эти идеи в педагогическую практику. Конечная цель гуманистической педагогики это воспитание полноценного и полноправного субъекта деятельности, познания и общения. Наиболее значимой и определяющей мерой воспитательного процесса гуманистической педагогики является создание предпосылок для самореализации личности, раскрытие того творческого потенциала, который заложен в каждом человеке изначально, проявление способностей личности.

Существует огромное количество педагогических технологий, различающихся всевозможными критериями. Условно их можно разделить на три группы: 1) объяснительно-иллюстрированное обучение, основанное на вербальном и визуальном представлении материала; 2) личностно-ориентированное обучение, направленное на индивидуальный подход и саморазвитие личности; 3) развивающее обучение, основу которого составляет включение внутренних механизмов развития личности. В каждой из этих групп используется несколько различных технологий обучения. Технология формирования приемов учебной работы является одной из самых главных педагогических технологий и рекомендуется к применению главным образом начинающим учителям. Она излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов, описаний и характеристик. В методической литературе эта технология достаточно широко освещена и систематизирована.

Технология опорных сигналов или опорных конспектов, позволяющая систематизировать и анализировать логические связи на основе схем

Технология личностно-ориентированного дифференцированного обучения основана на разделении учащихся на условные группы в зависимости от их индивидуальных особенностей

Технология проектной деятельности заключается в организации исследовательской деятельности. Типы проектной деятельности могут быть различные: творческие, исследовательские, информативные, фантастические и другие
Компьютерные технологии вносят в педагогические технологии значительные коррективы и предоставляют широкие возможности для повышения эффективности процесса обучения

mydocx.ru — 2015-2017 year. (0.005 sec.)



образование как условие развития цивилизации:Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества Образование – это система целенаправленной, широкой, общедоступной социальной и педагогической помощи государства и общества всем