Кто такие передвижники в русской живописи

Кто такие художники передвижники?

В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства.

Традиционно в Академии проходил конкурс самых талантливых выпускников на Большую Золотую медаль. Победители получали право 6-летней поездки в Италию с полным пансионом.

В 1863 году Совет Академии изменил условия конкурса, приравняв выпускников исторического класса и жанровой живописи, без выбора свободной темы.

Конкурсанты во главе с Иваном Крамским подали несколько прошений с просьбой пересмотра условий конкурса. Но эти прошения остались без ответа. Тогда в день конкурса 9 ноября 1863 года 14 из 15 конкурсантов отказались от участия в конкурсе. Эта акция выпускников получила название «Бунт четырнадцати ». Именно эта дата стала считаться началом эпохи «передвижников» .

«Бунтовщики» во главе с И.Крамским организовали «Артель художников », которая явилась первым коммерческим предприятием людей искусства. Спустя 7 лет Артель развалилась, и на принципиально иных творческих основах было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок ». Членов «Товарищества» стали называть «передвижники ».

В «Товарищество» объединялись русские художники реалистического направления. Русский реализм предполагал изображение современной жизни народа, страны, природы родного края.

За время существования «Товарищества» было проведено 48 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Казани и других городах.

Первая выставка «передвижников» открылась в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств 29 ноября 1871 года. Представленные на ней картины поразили публику своей простотой и необыкновенной выразительностью. Не было пышных античных сюжетов, богатых одежд, ярких красок итальянской природы. Но были русские леса, сосны, березки, опушки в исполнении Ивана Шишкина, портреты Ивана Крамского. Большинство картин ныне составляют золотой фонд русской живописи. Среди них были: «Охотники на привале » Василия Перова (1871, холст, масло. 119х183 см)

«Грачи прилетели » Алексея Саврасова (1871, холст, масло. 62?48,5 см)

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе » Николая Ге (1871. Холст, масло. 135,7 x 173см)

Начиная с 1900-х годов деятельность «Товарищества» стала идти на спад, стало возникать много местечковых проблем между Санкт-Петербургом и Москвой, конфликтов старых членов с новыми. Так в 1901 году из «Товарищества» вышли сразу 11 художников.

Последняя выставка была проведена в 1922 году, а в 1923 году «Товарищество» прекратило существование.

За все время членами «Товарищества» были 109 человек. Полный список можно посмотреть тут .

Основная заслуга в основании «Товарищества» принадлежит Ивану Николаевичу Крамскому.

Наиболее известные члены «Товарищества»:

  • Брюллов Павел Александрович (племянник живописца Карла Брюллова)
  • Васнецов Аполлинарий Михайлович
  • Васнецов Виктор Михайлович
  • Ге Николай Николаевич (член-учредитель)
  • Каменев Лев Львович (член-учредитель)
  • Клодт Михаил Константинович (член-учредитель)
  • Клодт Михаил Петрович (член-учредитель, двоюродный брат Клодта М.К.)
  • Корзухин Алексей Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
  • Крамской Иван Николаевич (член-учредитель)
  • Кузнецов Николай Дмитриевич (одессит, наиболее яркий представитель украинских «передвижников», один из основателей Товарищества южнорусских художников)
  • Куинджи Архип Иванович
  • Левитан Исаак Ильич
  • Лемох Карл (Кирилл) Викентьевич (член-учредитель)
  • Маковский Александр Владимирович (сын Маковского В.Е.)
  • Маковский Владимир Егорович (младший брат среди детей Маковского Е.И.)
  • Маковский Константин Егорович (член-учредитель, старший брат)
  • Маковский Николай Егорович (член-учредитель, средний брат)
  • Мясоедов Григорий Григорьевич (член-учредитель)
  • Перов Василий Григорьевич (член-учредитель)
  • Поленов Василий Дмитриевич
  • Прянишников Илларион Михайлович (член-учредитель)
  • Репин Илья Ефимович
  • Репин Юрий Ильич (сын от 1-го брака Репина И.Е.)
  • Савицкий Георгий Константинович (сын Савицкого К.А.)
  • Савицкий Константин Аполлонович
  • Саврасов Алексей Кондратьевич (член-учредитель)
  • Серов Валентин Александрович
  • Суриков Василий Иванович
  • Шишкин Иван Иванович (член-учредитель)
  • Якоби Валерий Иванович (член-учредитель, на выставках не участвовал)
  • Ярошенко Николай Александрович

Особо следует сказать о Константине Коровине. который работал в разных жанрах и художественных направлениях: от реализма до импрессионизма. Он был частым гостем "передвижников", участвовал в выставках, сделал для развития русской художественной школы живописи, и в частности русского реализма, больше, чем многие члены «Товарищества», хотя сам никогда членом «Товарищества» не был.

В 2008 году зарегистрировано Творческое объединение «Новые передвижники » — традиции возрождаются.

Передвижничество — это такая своеобразная субкультура в русской живописи середины — второй половины XIX века. Это объединение художников, которые считали своим долгом не просто писать картины, а нести искусство в массы, пропагандировать его. Передвижники считали, что искусство должно не просто прививать чувство красоты и обращать взор людей к прекрасному. Искусство для передвижников — это средство, с помощью которого можно затронуть важные общественные вопросы, так, чтобы это привлекло внимание равнодушной ко всему прочему общественности. Передвижники на своих полотнах стремились поднять острые социальные темы. показать проблемы и трагедии современного им общества, призвать нравственное понимание современников. Для того, чтобы как можно больше людей приобщились к искусству, пропитанному социальными переживаниями, художники устраивали передвижные выставки. от чего и получили свое название. Их передвижные выставки порой встречались не самым доброжелательным образом в темных уголках русской провинции. Но тем не мене художники продолжали свое дело, которое превратилось для них в миссию, долг перед своим народом.

В.Пукирев. Неравный брак (пример социальной живописи передвижников)

в избранное ссылка отблагодарить

Владимир-2­ 012 [55.9K]

Я бы воздержался от термина "субкультура" в отношении "передвижничества".
Также я бы не стал приводить картину В.Пукирева "Неравный брак" как пример творчества "передвижников", хотя она по своему гениальна и аллегорична (в молодом человеке справа угадывается сам художник, который укоризненно смотрит на отца невесты, подразумевая порядки в России, когда деньги стали решать всё).
В.Пукирева можно с полным правом считать предшественником искусства "передвижников". — 3 года назад

"Неравный брак" хорошо передает социальную подоплеку. Хотя, конечно, надо было корректнее выбрать художника. Тут вы правы. Но слово "субкультура" мне нравится в этом контексте. Не вижу, что может опровергнуть его применимость к передвижникам. — 3 года назад

Владимир-2­ 012 [55.9K]

Слово "субкультура" имеет несколько приниженный оттенок. Примеры субкультуры — "хиппи", "панки", "битники", "футбольные фанаты". К тому же это слово нерусское, а перенесено к нам теми же молодежными субкультурами и их теоретиками (есть уже и "контркультура").
К "передвижничеству" уместней было бы применить эпитет: направление в русской живописи. Передвижники — это целый пласт русской культуры, а не субкультуры. — 3 года назад

Это просто стереотип благодаря тем же хиппи и панкам. А слово "направление" меня так жутко раздражает, что я пытаюсь стереть его из своей речи, когда только это возможно. Оно просто заполонило все пространство моей деятельности. Сил нет его слушать и произносить. "направление" — это так аморфно и расплывчато, жуть. Субкультура — это подкультура, то есть если принять культуру за корневой каталог, то субкультура — это его составная часть. Ничего более. В этом смысле оно вполне подходит. — 3 года назад

Владимир-2­ 012 [55.9K]

Вот! Вы и сами пришете — что субкультура = подкультура. То есть "под" культурой, ниже уровня культуры. Латинская приставка "суб" — это под, ниже, около, или подчиненный чему-то, или неосновной, меньший.
Не нравится слово "направление", используйте — "течение", "явление" или даже "эпоха".
"Передвижники" не являются "субпродуктом" культуры, поскольку они и есть часть этой культуры. — 3 года назад

Вы не поняли мою метафору про корневой каталог. ) "суб" — это "под", но так же и "внутри". Это то же самое, что и часть культуры. Культура же ведь — это вообще все:) А передвижники — лишь ее часть. Потому и субкультура. Как бы система "более общее явление — частный случай". — 3 года назад



искусство, история, факты, художники передвижники:В XIX веке в России Императорская Академия художеств (высшее учебное заведение в области изобразительных искусств) фактически была единственной законодательницей вкусов в области живописи, скульпту