Кто собирал дань при ольге

Правление Княгини Ольги

Политический и экономический аспекты мести древлянам

В 945 г. после гибели князя Игоря от рук древлян власть по наследству переходит к сыну Святославу, но он, будучи ещё мал, был не способен управлять Русью, и регентшей становится Ольга, его мать.

Сначала Ольга «отомстила сама древлянам, как требовал закон». Речь идёт об обычае мести за гибель родного человека. Месть древлянам за смерть Игоря стала первым примечательным событием в период её правления. Конечно, это предание подвергалось критике и различным трактовкам, но принято считать, что это кровная месть. Хотя нельзя не предположить, что эта месть носила политический характер, т.е. древлянская земля находилась в сфере интересов Руси, и её завоевание давало возможность далее расширить свою территорию. К тому же таким образом Ольга смогла повысить свой авторитет среди киевской же знати, ведь недаром сохранилась поговорка «Волос долог, а ум короток» — отношение к управлению женщины было неоднозначным. А для того, чтобы удержать власть после смерти Игоря в своих руках, княгине пришлось прибегнуть к столь жестоким методам воздействия. Этот политический ход можно оценить весьма чётким и плодотворным, ведь после мести древлянам Ольгу можно считать уже полноправным правителем.

Разгром древлян произошёл, конечно же, и вследствие налогового спора, поэтому следующей задачей Ольги было упорядочение сбора дани и полного контроля над этим процессом.

Соловьёв раскрывает подробно то, что стало новым в правление княгини: «Ольга объехала всю землю, повсюду оставила следы своей хозяйственной распорядительности. …Ольга с сыном и дружиною пошла по их земле, установляя уставы и уроки: на становища ее и ловища, т. е. на места, где она останавливалась и охотилась, указывали еще во времена летописца. Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать; под именем урока — всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа». Все эти данные отражают внутреннюю политику княгини. Пока подрастал молодой князь, Ольга провела административное деление территории, упорядочила и упростила сбор дани и организовала работу на местах. Это качество особенно отмечено летописью и историками.

Этот важный шаг стал основой для дальнейшего развития системы налогообложения в русском государстве. «Уставы» (периодичность налоговых сборов) и «уроки» (размер налоговых сборов) – это фиксированные величины. Стало быть, сбор дани впервые стал упорядоченным экономическим действием, а не хаотическим грабежом завоёванных земель, как было во время правления князя Игоря.

Внутренняя политика Ольги

Экономическая политика затронула не только завоёванные земли, но и земли русские. При Ольге впервые появляются погосты – центры торговли и обмена. ПВЛ повествует нам: «В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор». В. О. Ключевский пишет, что Ольга учредила сельские судебно-административные округа и устанавливала податные оклады. После распоряжений в земле Древлянской Ольга пошла на север к Новгороду, по реке Мсте установила погосты и дани, по реке Луге — оброки и дани; ловища ее, говорит летописец, находятся по всей Земле, везде встречаются следы ее пребывания, места, которые от нее получили свое имя, погосты, ею учрежденные. Обычай полюдья сохранился и после, …это был для князя единственный способ исполнять свои обязанности относительно народонаселения, …суд и расправу; …для этого князь … останавливался в каком-нибудь удобном для себя месте, куда окружное народонаселение и позывалось к нему для своих надобностей.

Естественно, что для большего удобства эти места княжеской стоянки, гощения, эти погосты могли быть определены навсегда, могли быть построены небольшие дворы, где могли быть оставлены княжие приказчики (тиуны), и, таким образом, эти погосты могли легко получить значение небольших правительственных центров и передать свое имя округам; впоследствии здесь могли быть построены церкви, около церквей собирались торги и т. д. Хотя летописец упоминает о распоряжениях Ольги только в земле Древлянской и в отдаленных пределах Новгородской области, однако, как видно, путешествие ее с хозяйственною, распорядительною целию обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты. Наконец, Н. М. Карамзин также хвалит хозяйственность княгини: «Она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала … все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости». Помимо этого на каждую землю Ольга приставила тиуна – княжеского администратора, человека, призванного заботиться о процветании вверенной ему административной единицы, а также собирать дань.

Подобные новшества в русских землях дали возможность развиваться городам, соблюдение порядка сбора налогов с каждого погоста влияло на развитие хозяйство и обогащение казны. Ольга, действительно, является новатором в своём времени, делает шаг вперёд к цивилизованной жизни, какой она была в европейских государствах.

Внешняя политика Ольги

Годы правления княгини не отмечены крупными военными завоеваниями. Сперва было важно укрепить государство внутри и лишь затем начинать вести активную внешнюю политику. Соловьёв недаром проводит аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Помимо сходств в характере, видно, что оба они, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Княгиня старалась поднять престиж Руси не военными завоеваниями, а умелой мудрой дипломатией, что принесло свои плоды.

Ольга проводила курс на сближение с Византией, при этом летопись указывает и на связь княгини с католическими государствами, в частности, с германскими землями и со Священной Римской империей во главе с Оттоном I. Эти связи не устраивали византийскую знать, но Ольга и сама тяготела к сотрудничеству с мощной державой. Здесь решался и религиозный вопрос (об этом речь пойдёт ниже). Целью поездок Ольги было установление дипломатических отношений и взаимная поддержка в торговле и снабжении войск. Поездка в Константинополь стала ярчайшим примером того, насколько единение народа в духовной жизни влияет на успешное развитие экономической и политической сфер. Летопись не останавливается подробно на этом эпизоде, но сохранились записи византийского императора об этом визите, где ярко выражено отношение византийской знати к русской княгине. Это сотрудничество было выгодно обоим, и Ольге был оказан особый приём.

Особо примечательных событий во внешней политике летопись не отмечает. Пока рос сын Святослав, военных походов не совершалось. Ольга зарабатывала авторитет для Руси путём дипломатических переговоров. Поэтому поездка в Константинополь считается наиболее ярким и важным событием, поскольку, по летописи, во время этого визита Ольга принимает христианство.

Политический аспект принятия христианства Ольгой

Немаловажным является эпизод крещения княгини. Принятие христианства носило, очевидно, ещё и яркую политическую окраску – видно, что Ольга проводила курс на сближение с Византией. Но, несмотря на связи с западноевропейскими землями, княгиня и киевская знать остались на стороне христианской общины руссов, пришедших из Моравии, а, значит, и Византийской империи.

Характеризуя политику Ольги до и после крещения, стоит отметить её смягчение. Новая вера делала её нрав добрее; по летописи, пропала её языческая жестокость, такая явная в предании о мести древлянам. К тому же Ольга уже была в возрасте – Карамзин сообщает, что княгине было уже более шестидесяти лет на момент поездки в Константинополь. Так, Ольга стала первым правителем-христианкой и новая вера невысокими темпами, но всё же уже распространялась по русской земле.

Конечно, ориентации Святослава на языческие ценности сильно тормозили процесс христианизации Руси, но уже в правление князя Владимира Святославича вся русская земля будет обращена в христианскую веру. Это важный шаг для Руси, ведь развитие духовной жизни означало толчок к развитию хозяйства, появление авторитета среди других государств и, как следствие, бурное развитие торговых и политических связей. Отход от архаических, языческих устоев повышал уровень Руси среди западноевропейских стран. Поэтому принятие христианства Ольгой можно считать весьма важным этапом на пути принятия новой веры.

Ольга, будучи регентшей Святослава, а затем и правителем Руси в отсутствие князя, запечатлена в летописи как мудрый, хозяйственный управитель, а также справедливый и хитрый человек. Несмотря на принятую в то время традицию передачи власти по мужской линии, княгиня становится ярким исключением в историческом процессе: успешная внутренняя политика и дипломатические переговоры с другими странами становятся по-настоящему новаторским шагом для русской земли, не ведавшей ранее дипломатических методов урегулирования отношений.



кто собирал дань при ольге:Правление Княгини Ольги Политический и экономический аспекты мести древлянам В 945 г. после гибели князя Игоря от рук древлян власть по наследству переходит к сыну Святославу, но он, будучи