Кому на руси жить хорошо конспект

Конспект урока на тему: «Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Конспект открытого урока по теме

«Изображение русского крестьянства в поэме

Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Тема урока: Изорбражение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Цель урока:
1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;
2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:
3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства;
4)показать созвучность поэзии Н.Некрасова и стихов Г.Тукая.

Методические приемы. групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

Оборудование урока. портрет Н.А.Некрасова, выставка книг. репродукция с картин, высказывания- строки из произведений поэта.

1.Тема,эпиграф, план урока (записывается в тетради).

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

1.Отношение русской революционной демократии к народу.
2.Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.

Ожидания:

1.Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян.
2. (варианты предлагают учащиеся).

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.

3. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь».

Ответы учащихся 1 группы.

— Как показано безудержное веселье ?
— Какие глаголы использованы?

(Шумит, поёт, ругается,
Качается, валяется,
Дерётся и целуется
У праздника народ.)

— Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.

(В первой картине обратим внимание на богатство красок. «пестро, красно кругом», «рубахи всех цветов», «платья красные», «косы с лентами»….

Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике. «шумит», «поёт»…, сравнения. «не ветры воют буйные, не мать-земля колышется» и т.д.

В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа. «…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…».)

-Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

— Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные… )

Вывод.
Сознание народное сложное и противоречивое.

Во-первых, народ суеверен.

На баб нарядных глядючи,
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
Быть голоду! Быть голоду!

Во-вторых, в семье царит деспотизм: Другая:

«Врёшь, в моём дому
Похуже твоего!

Мне старший зять

В –третьих, народ пристрастился к алкоголю:

И старому, и малому

А пропился до грошика.

Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:

Добра ты. царска грамота,

Да не про нас написана… .

— Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).

Вывод: Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.

4. Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш». Ответы учащихся 2 группы.

— Краткий пересказ содержания части.

— Беседа по тексту:
— Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями .Докажите это текстом поэмы.
— Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней покорности и приниженности).
— Зачитать эпизоды, где вахлаки безропотно переносят всякий раз моральное унижение.
— О чём говорят данные эпизоды, что хотел отразить в них поэт?

— Вывод. Главное в этой части – общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития различен. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Ветров видит проявление мужицкой глупости.

5. Работа с текстом главы «Крестьянка». Слушаем ответы учащихся 3 группы.

— Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).
— Кто такой Савелий?
— Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.
— Как понимает Савелий слово «терпит»?
— Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор – один из самых сильных. но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)
-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах «Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!» звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)
— Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение.)

— Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой – незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда – ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.

6. «Крестьянка» — единственная часть поэмы, написанная от первого лица.

— Сообщение о Матрёне Тимофеевне.
— Особенности речи Матрёны.

— Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны –это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.

7. Николай Некрасов и Габдулла Тукай.

— Некрасов был певцом русского народа, татарский народ воспет великим Габдуллой Тукаем. В своих стихотворениях Г.Тукай показывает тяжёлую долю народа. Например, в стихотворении «Осенние ветры» поэт страдает вместе с угнетённым народом, но в крестьянах, изображённым Тукаем, больше решимости, больше ненависти к угнетателям. Его герои живут в то время, когда в стране готовилась пролетарская революция. И Некрасов, и Тукай выражают взгляды революционных демократов, зовут к борьбе.

8.Беседа по произведениям живописи той эпохи.( 1 группа работает по картине В.Перова
« Странник», 2 группа – по картине И Крамского «Полесовщик».)

-Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой «Кому на Руси жить хорошо»? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных.)

9. Подведение итогов.

-Для поэта мужик велик во всём. и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!

Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.

— Сбылись ли ваши ожидания?
-Оценка участия учащихся на уроке.

10. Домашнее задание (разноуровневое).

Ответить на вопросы:

— В чём Некрасов увидел сущность характера народа?
— Перечитать все части, в которых даётся ответ на вопрос о счастье. Выделить эти эпизоды.
— Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье,вспыхнувщий в «Прологе»?

Список использованной литературы:

1. Андреевский С.А. Литературные очерки,изд.7-е,СПб,1991
2. Григорьев Аполлон. «Стихотворения Н.Некрасова». Лиеературная критика. М. Художественная литература,1987.
3. Дружинин А.В. «Стихотворения Н Некрасова. Москва, 1856», Литературная критика. М. Советская Россия,1983.
4. Некрасов Н.А. Избранные сочинения/ Редкол. Г.Беленький,П.Николаев, А.Пузиков .-М. Художественная литература,1980.
5.Русская литература: Учебная хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы.:В двух частях.Ч2. Автор-составитель М.Ахметзянов.-Казань,Магариф,2008.

Разработала и провела учитель Абдуллина Гульсина Аюповна МБОУ «Тат.Ходяшевская средняя общеобразовательная школа»



кому на руси жить хорошо конспект:Конспект урока на тему: «Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Конспект открытого урока по теме «Изображение русского крестьянства в поэме