Классный час кто я знаю ли я себя 5 класс

Классный час по русскому языку (5, 6 класс) на тему:
Классный час-игра «Кто много читает – тот много знает» (5-6 класс)

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Классный час-игра«Кто много читает – тот много знает»
Подготовил учитель русского языка и литературы И.А.Сосновская

Слайд 2
Игра «Угадай автора строчек»
Буря мглою небо кроет… А.С.Пушкин
Когда в товарищах согласья нет…И.А.Крылов
В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут…А.С.Пушкин
У лукоморья дуб зеленый…А.С.Пушкин
Ветхая избушкаВся в снегу стоитБабушка-старушкаИз окна глядит.А.А.Блок
Белая береза под моим окномПринакрылась снегом….С.А.Есенин
Черемуха душистая с весною расцвела…С.А.Есенин
Мистер Твистер,Бывший министр…С.Я.Маршак
В доме восемь дробь одинУ заставы ИльичаЖил высокий гражданинПо прозванью «Каланча»…С.В.Михалков
Кто на лавочке сидел,Кто на улицу глядел…С.В.Михалков
Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз. А.Л.Барто
У меня растут годаСкоро мне семнадцать.Где работать мне тогда…В.В.Маяковский.

Слайд 3
Игра «Поиск омонимов»
Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.

Слайд 4
Игра «Поиск омонимов»

Слайд 5
Загадки-омонимы
Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки)Я — зверь, я – река, отгадайте, кто я? ( Тигр)Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна.(вилка)Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я? (петрушка)Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо)Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)

Слайд 6
Загадки
Я в дверях, я в замке,Я и в нотной строке,Я и гайку отвинчу,Я могу, если хочу,Телеграмму передатьИ загадку разгадать.В тетради я бываюКосая и прямая;В другом своём значенииЯ – планка для черчения.И, наконец, пороюВ шеренгу вас построю.

Слайд 7
Игра «Сходство и противоположность»
пустойспешит древностьзной»гореспелыйдоблестьюныйссора быстрый смелый скрытный
Порожний — полный;Торопится — медлит;Старина — современность;Жара — холод;Скорбь — радость;Зрелый — зеленый;Честь — позор;Молодой — старый;Раздор — примирение;Скорый — медленный;Храбрый — трусливый;Замкнутый-откровенный.

Слайд 8
Игра «Сходство и противоположность»
ч у ж б и н а
м е д л и т ь
х в а л и т ь
а н а р х и я
р а с с в е т
с л а д к и й
антонимы
синонимы
и с т и н а
п е ч а л ь
с п е л ы й
л е н т я й
в ы г о д а
с л у ж б а

Слайд 9
Игра-рассказ на заданную тему
тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой

Слайд 10
Пословицы и поговорки
Пословицы — это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной.
Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Слайд 12
Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?
ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ
ЛЮБИЩЬ КАТАТЬСЯЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ
КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО
СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ

Слайд 13
Составь пословицы!
Дело — безделье; Дело — потеха;Дружба — служба; Язык — дело;Лает — кусает; Шило — мешок;Журавль — синица; Лес — дрова; Руки — скука; Коса — камень;Труд — лень; Свет — тьма.

Слайд 14
Составь пословицы!
Маленькое дело лучше большого безделья.Дружба дружбой, а служба- службой.На смелого собака лает, а трусливого кусает.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.Труд человека кормит, а лень портит.Делу время, потехе — час.Не спеши языком, торопись делом.Шила в мешке не утаишь.Чем дальше в лес, тем больше дров.Нашла коса на камень.Ученье — свет, а неученье — тьма.

Слайд 15
Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал.
Мой первый слог – предлог,А во втором мы проживём всё лето.И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.(задача)
Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного.(по-ми-до-р)
Разгадай шарады!

Слайд 16
Отгадай шарады!
Мой первый слог на дереве,Второй мой слог – союз ,А в целом я – материя ,И на костюм гожусь. (с—-)Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь ,Живёт в лесу, на ульи падок.Ну, угадал его теперь? (м——)Моё начало – буква алфавита,Она всегда шипит сердито;Второго корабли боятсяИ обойти его стремятся.А целое летает и жужжит. То сядет на цветок, то снова полетит. (ш—-)

Слайд 17
Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово:с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю.( Чайка/ гайка)
С глухим согласным я – число, со звонким – вид железа.(Шесть – жесть)
С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье.(колос – голос)
Отгадай метаграммы!

Слайд 18
Вспомните восемь басен И.А.Крылова!
1.«Мартышка и очки»2.«Стрекоза и Муравей»3.«Лебедь, Рак и Щука»4.«Кот и Повар»5.«Слон и Моська»6.«Ворона и Лисица»7.«Лисица и виноград»9.«Кошка и Соловей»

«Кто много читает – тот много знает»

— расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

— пополнить словарный запас учащихся; повысить интерес к русскому языку;

— воспитание чувства любви и уважения к богатствам русского языка.

  • Компьютерная презентация ;
  • Жетоны-баллы;
  • Мяч;
  • Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»
  • Тетради и ручки для записывания рассказа.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех на классном часу-игре «Кто много читает – тот много знает». Наше мероприятие приурочено к неделе русского языка и литературы, которая сейчас проходит в школе.

Русский язык один из древнейших и красивейших языков мира. К.Г.Паустовский писал: «Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Глубоко прав и И.С.Тургенев, сказавший, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

( Звучит в записи стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык» )

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Мы с вами должны постигать богатства нашего языка на уроках, на внеклассный мероприятиях, тем самым пополняя свои знания, расширяя интеллект.

Итак, сегодня мы посмотрим, кто же в нашем классе лучше всего знает наш великий русский язык и много читает.

И сейчас давайте поприветствуем участников нашей игры. Будут соревноваться 2 команды. За каждое правильно выполненное задание, ребята, вы будете получать жетоны-баллы. А жюри выберет самого умного и активного участника.

1.Игра «Угадай автора строчек»

На экране появятся строчки из стихотворений. вы должны назвать автора этих строк.

2.Игра «Поиск омонимов»

Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.

Необходимо найти на предложенных картинках омонимы и пояснить их значение.

( лук – оружие, овощ;

Коса- волосы, заплетённые особым способом, инструмент в сельском хозяйстве;

Замок старинный – замок дверной. Эти слова различаются ударением. Это слова-омографы.

Кружки фарфоровые– кружки ( от слова круг), танцевальный кружок – омографы.

Полотно – железнодорожное, ткань, картина (холст).

Мы знаем. что как разновидность омонимов есть ещё и омоформы – слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме ( три – глагол в повелительном наклонении, три – числительное) и омофоны – слова. Звучащие одинаково, но пишущиеся по-разному. )лук-луг, молод –молот, везти – вести)

  • Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки)

Я — зверь, я – река, отгадайте, кто я?

  • Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна.
  • Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я?
  • Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо)
  • Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)
  • Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

И загадку разгадать. (ключ)

В другом своём значении

Я – планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.(линейка)

3.Игра «Сходство и противоположность»

В этом конкурсе нужно подобрать к предложенным словам соответствующие синонимы и антонимы

  • Пустой -(порожний, полный);
  • спешит — (торопится, медлит);
  • древность – (старина, современность);
  • зной – (жара, холод)
  • горе – (скорбь, радость);
  • спелый – (зрелый, зелёный);
  • доблесть – (честь, позор);
  • юный – (молодой, старый);
  • ссора – (раздор, примирение);
  • быстрый — (скорый, медленный);
  • смелый — ( храбрый, трусливый);

скрытный –(замкнутый, откровенный);

2)Игра «Сходство и противоположность»

Подобрать и вписать антонимы и синонимы

4.Игра-рассказ на заданную тему

Необходимо придумать рассказ, используя следующие слова:

тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой

5.Пословицы и поговорки

Для того, чтобы справиться со следующим заданием, нам необходимо вспомнить, что какое пословица, а что – поговорка. Чем поговорка отличается от пословицы.

Пословицы — это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной.

Поговорка. в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Ребята, мы знаем, что в многих поговорках используются качества и признаки того или иного животного. Давайте попытаемся их отгадать.

На экране появляются рисунки, а ребята должны найти нужную пословицу.

Даются слова, а мы должны восстановить пословицу.

Дело — безделье; Дело — потеха;

Дружба — служба; Язык — дело;

Лает — кусает; Шило — мешок;

Журавль — синица; Лес — дрова;

Руки — скука; Коса — камень;

Труд — лень; Свет — тьма.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Дружба дружбой, а служба- службой.
  • На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Делу время, потехе — час.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Чем дальше в лес, тем больше дров.
  • Нашла коса на камень.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.

6. Отгадай шарады!

Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал.

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём всё лето.

И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.

Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного.

Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя.

И на костюм гожусь. (с—-)

Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй – частица, вместе – зверь.

Живёт в лесу, на ульи падок.

Ну, угадал его теперь? (медведь-)

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито;

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое летает и жужжит.

То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)

7. Отгадай метаграммы!

Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово:
с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю.
( Чайка/ гайка)

  • С глухим согласным я – число,

со звонким – вид железа.

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье.

8.Вспомните восемь басен И.А.Крылова.

Необходимо вспомнить названия басен И.А.Крылова, где действующими лицами являются следующие животные. Здесь, на рисунке они представлены парами.

  1. «Мартышка и очки»
  2. «Стрекоза и Муравей»
  3. «Лебедь, Рак и Щука»
  4. «Кот и Повар»
  5. «Слон и Моська»
  6. «Ворона и Лисица»
  7. «Лисица и виноград»
  8. «Кошка и Соловей»

Учитель: Ну, что же, мы прошли с вами все этапы игры, все задания выполнили. Давайте посчитаем, сколько баллов набрала каждая команда.

(Итоги игры, вручение грамот победителям)

Мы поздравляем победителей и участников.

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.

Мы собираем и храним слова –
Они из цвета, запаха и звука.
Они, нам кажется, оттуда, где трава,
Летят стрелой, что пущена из лука.

От них порой кружится голова –
В них отразились звезды и деревья,
Давай те ж вместе сбережем слова,
Исполненные доброго доверья.

Русский язык – величайшее творение народа! Любите наш русский язык!

До новых встреч, дорогие ребята!



классный час кто я знаю ли я себя 5 класс:      Классный час-игра на неделе русского языка и литературы             «Кто много читает – тот много знает» Расширит круг знаний и интере