Как влияет промышленность на окружающую среду

Влияние промышленности на окружающую среду

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Знакомство с особенностями влияния промышленности города Ростова-на-Дону на окружающую среду, анализ состояния атмосферного воздуха. Рассмотрение основных загрязнителей воздушного бассейна в городе: автотранспорт, машиностроение, стройиндустрия.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 29.08.2013

Влияние автотранспорта на окружающую среду: локальные, региональные и глобальные экологические проблемы. Акустическое загрязнение и его влияние на здоровье. Загрязнение воздуха, контроль его чистоты. Экономическая оценка загрязнения окружающей среды.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 25.06.2009

Исследование особенностей воздействия на окружающую среду транспортно-дорожного комплекса, машиностроительной промышленности, металлургии, жилищно-коммунального хозяйства и стройиндустрии, энергетики, нефтехимической промышленности, сельского хозяйства.

курсовая работа [43,5 K], добавлен 03.03.2016

Химическое воздействие автотранспорта на окружающую среду, загрязнение атмосферы, гидросферы, литосферы. Физическое и механическое воздействие автотранспорта на окружающую среду, методы их предотвращения. Причины отставания России в сфере экологии.

реферат [32,9 K], добавлен 10.09.2013

Общая характеристика производства. Физико-химические свойства глинистого сырья. Пластичные свойства глин. Оценка влияния выбросов Кирпичного завода ООО «Ажемак» на окружающую среду. Особенности кислотных дождей. Влияние углеводорода на окружающую среду.

курсовая работа [313,5 K], добавлен 06.01.2015

Основные этапы взаимодействия общества и природы. Негативное влияние промышленности на окружающую среду. Сущность понятия «рециркуляция». Региональные проблемы охраны природы и природопользования в Казахстане. Катастрофическая ситуация в Приаралье.

реферат [14,7 K], добавлен 20.06.2011

Основные показатели, характеризующие воздействие на окружающую среду. Особенности воздействия сельского хозяйства на окружающую природную среду. Система мероприятий восстановительного природопользования. Экологические катастрофы второй половины XX века.

реферат [36,1 K], добавлен 13.01.2011

Описание сферы деятельности предприятия. Расчет количества выплат за выбросы из автотранспорта предприятия. Оценка объемов выбросов и утилизации твердых отходов предприятия. Затраты на утилизацию и обезвреживание. Выплаты за выбросы в окружающую среду.

курсовая работа [110,4 K], добавлен 05.10.2009

Экологическая характеристика г. Тюмени. Почвенный покров в городе и пригородах. Расположение промышленных предприятий как фактор воздействия на окружающую среду. Сравнительный анализ влияния Тюменского аккумуляторного завода на окружающую среду.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 05.02.2016

Организационно-правовые основы оценки воздействия на окружающую среду. Изучение состояния и тенденций развития системы экологической экспертизы в России. Порядок организации, стадии и основные этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 08.02.2016

1. ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. РАССМОТРЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»

2. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТРАНСПОРТ КАК ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО — КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ВЫБРОСАМИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И АВТОТРАНСПОРТА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру научных разработок.

Данная работа посвящена воздействию промышленности и транспорта на окружающую среду. Вопрос контроля воздействия данных объектов на экологию окружающей среды является очень острым, что и определяет актуальность темы данной работы.

Цель данной работы — проанализировать проблемы воздействия промышленности и транспорта на окружающую среду. Задачи данной работы — выявить факторы воздействия промышленности и транспорта на окружающую среду и описать пути оптимизации негативных факторов.

Последние годы стали годами перехода от перманентного снижения техногенной нагрузки на окружающую природную среду к усилению воздействия на нее в связи с ростом как потребления природных ресурсов, так и поступления в нее вредных веществ с отходящими газами, сточными водами и токсичными отходами различных производств.

Несмотря на то, что в последние годы значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

· загрязнение водных объектов;

· загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий и автотранспорта;

· постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных;

· загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны.

Среди множества аспектов в области охраны окружающей среды важное место занимают проблемы качества атмосферного воздуха. Загрязнение воздушного бассейна вредными веществами сопровождается прямым или косвенным воздействием, как на здоровье человека, так и на животный и растительный мир области.

Загрязнение атмосферного воздуха остается одним из ведущих факторов окружающей среды, оказывающих негативное влияние на здоровье населения. Сотни городов и поселков страны имеют среднегодовые уровни загрязнения атмосферного воздуха, превышающие санитарно-гигиенические нормы. Наибольшее негативное воздействие на атмосферный воздух оказывают промышленность и автомобильный транспорт.

В последние годы по всем показателям загрязнения воздуха растет число городов и, соответственно, численность населения, подверженного не только высокому, но к тому же и всевозрастающему воздействию загрязняющих веществ в атмосфере. Наблюдаемые изменения происходят не только вследствие роста промышленных выбросов при наращивании производства промышленной продукции, но и в результате увеличения автомобильного парка в городах, сжигания огромного количества топлива, заторов на дорогах и продолжительной работы двигателей на холостом ходу, при отсутствии на автомобилях средств обезвреживания отработавших газов. В последние годы во многих городах произошло существенное сокращение экологически чистых общественных средств транспорта — трамваев и троллейбусов за счет увеличения парка маршрутных такси.

1. ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. РАССМОТРЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»

Проанализировав основные аспекты, можно перейти к рассмотрению содержания понятия «окружающая среда».

В наиболее общем смысле окружающая среда представляет собой совокупность физических, химических, биологических, энергетических и иных компонентов, которые, взаимодействуя друг с другом, формируют условия обитания и жизнедеятельности живых организмов.

Наука, изучающая законы, закономерности и принципы взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой, получила название «экология». Термин «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом, жилище, и «логос» — наука.

Многогранная деятельность человечества и постоянно возрастающее значение взаимодействия его с окружающей средой привели к тому, что современная экология распалась на целый ряд научных отраслей и дисциплин: например: экология человека; экономическая экология.

Могущество современной цивилизации стремительно растет, а наука и техника открывают все новые горизонты для ее развития. Научно-технический прогресс стал практически неуправляем. Теперь общество вынуждено постоянно адаптироваться к вновь возникающим возможностям и приспосабливать их для своих нужд. Такое положение вещей таит в себе опасность глобальной катастрофы. Настало время, когда необходимо активное воздействие разума человека на эволюцию биосферы.

Производственный потенциал очень сильно влияет на окружающую среду, так как в результате экономического роста увеличивается валовый продукт, что приводит к сильному загрязнению окружающей среды отходами, а, следовательно, и к непосредственному ухудшению экологической обстановки. По степени загрязнения главное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия, добывающие минеральные ресурсы, химические, нефтехимические и целлюлозно-бумажного производства, а также автотранспорт.

Необходимо также заметить, что увеличение валового продукта приводит не только к загрязнению природных ресурсов, но и к их истощению. Это происходит по той причине, что многие предприятия используют природные ресурсы безвозвратно. Например, при таких технологических процессах, как изготовление цемента, химических препаратов и т.д. вода не возвращается в водные объекты, а полностью потребляется в процессе производства. Структурная схема воздействия промышленности и транспорта на окружающую природную среду приведена на рисунке:

Рис. 1. Взаимодействие промышленности и транспорта с окружающей средой

Загрязнение окружающей природной среды — это увеличение концентрации вредных веществ в данной системе, которое превышает установленные нормы, а также появление в ней элементов, не свойственных природе.

В качестве загрязнителя может выступать любой элемент, который способен вывести экосистему из состояния равновесия.

Загрязнения окружающей среды возможно классифицировать по следующим признакам:

— по происхождению: естественное и искусственное;

— по источникам: промышленное, бытовое, транспортное, сельскохозяйственное;

— по степени опасности: очень опасные, опасные, опасные в средней степени, менее опасные;

— по компонентам окружающей природной среды: земельные, водные ресурсы, недра, животный и растительный мир, атмосферное пространство;

— по масштабам действия: локальное, местное территориальное, региональное, федеральное трансграничное;

— по характеру действия: химическое, физическое, физико-химическое, биологическое;

— по периодичности действия: дискретное, перманентное, временное;

— по степени стойкости: очень устойчивое, среднеустойчивое, малоустойчивое, неустойчивое;

— в зависимости от концентрации загрязняющих веществ: нормативное, сверхнормативное, сверхлимитное, загрязнение наносящее ущерб природной среде.

Одной из наиболее важных причин истощения и загрязнения природных источников является чрезмерное ресурсопотребление. Поэтому для предотвращения и снижения уровня загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов необходимо широкое внедрение ресурсосберегающих технологий. Для определения наиболее оптимальных вариантов технологических процессов, внедряемых в производство, необходимо применение методики оценки промышленного комплекса с экологической точки зрения.

Экологическая оценка городского промышленного комплекса осуществляется с помощью следующих показателей:

— комфортность природных условий и степень антропогенного воздействия на природную среду;

— уровень загрязнения поверхностных и подземных вод;

— уровень загрязнения атмосферного воздуха;

— уровень шумового загрязнения;

— организация хранения и удаления отходов;

— показатели здоровья населения.

Осуществление экологической оценки тесно связано с ресурсопользованием.

К.К. Раман предлагает оценивать показатели экологического состояния промышленного комплекса, соединяя их в три блока.

Первый — блок отрицательных воздействий. Он включает в себя:

изменение эдафических условий (в том числе гидрологического режима);

— повышенный уровень электромагнитного и радиоактивного излучения.

Второй — блок компенсирующий, который включает в себя:

Третий — факультативный блок:

— планировка городского района;

Другая оценка экологической ситуации в городском промышленном комплексе включает в себя:

— уровень загрязнения природных компонентов (атмосферы, водных и земельных ресурсов);

— общее количество вредных веществ, образующихся в процессе народнохозяйственной деятельности;

— количественный и качественный состав вредных выбросов, поступающих в окружающую среду;

— своевременность и правильность отчетности предприятий о вредных выбросах;

— итоги выполнения планов по вводу в действие, реконструкции и модернизации очистных сооружений и пыле-, газоочистных установок;

— освоение капитальных вложений на охрану окружающей среды;

— элементы природной среды, более всего подверженные негативному воздействию антропогенной деятельности;

— взаимосвязь и взаимозависимость между природными элементами;

— тенденцию естественного развития природных элементов;

— антропогенное влияние на изменение качества природных элементов и его классификация;

— критические, конфликтные ситуации (степень деградации природных компонентов);

— комплексную антропогенную нагрузку

— комплексный анализ современного состояния природных элементов на данной территории;

— ущерб, вызванный загрязнением окружающей среды.

Качество окружающей природной среды определяется при помощи сравнения фактической концентрации вредного ингредиента в природной среде с его предельно допустимой концентрацией.

Так состояние окружающей среды определяется по формуле:

где n — коэффициент, показывающий во сколько раз фактическая концентрация i-го ингредиента выше или ниже предельно допустимой;

Сi — фактическая концентрация i-го вредного ингредиента;

ПДК — предельно допустимая концентрация i-го ингредиента.

Методы оценки экологических показателей, приведенные выше, очень разнообразны и в принципе позволяют получить объективное представление о промышленном комплексе в целом и о степени экологической безопасности применяемых технологий. Однако их недостатком является отсутствием такого не менее важного показателя, как соотношение между количеством потребляемых определенных видов природных ресурсов и количеством возвращаемых этих же ресурсов. В большей степени это касается водных ресурсов.

Необходимо отметить, что интенсивное развитие промышленного комплекса должно осуществляться наряду с экологизацией производства.

Экологизация производства включает:

— производство экологически чистой продукции предприятиями промышленного комплекса, наносящей минимум вреда природной среде;

— экологизацию технологии производства продукции, разработку безотходной и малоотходной технологии;

— экологизацию производственной техники, средств автоматизации, измерения и контроля, а также очистных сооружений и иных систем;

— разработку вариантов, с помощью которых можно получить новую полезную продукцию из отходов производственной деятельности.

Промышленность и транспорт как факторы воздействия на окружающую среду на примере Северо -Казахстанской области

В Северо-Казахстанской области насчитывается более 3000 предприятий и организаций, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Зарегистрировано 4000 стационарных источников загрязнения атмосферы, в том числе организованных — 3500.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников представлена в нижеследующей таблице 1.

Анализ статистических данных показывает что, начиная с 2002 года, наблюдается медленный и неуклонный рост валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников области. В 2005 году общий выброс загрязняющих веществ превышает показатель 2002 года почти в 1,5 раза. Однако в 2006 году наблюдается незначительное снижение выбросов — на 2,4%, что обусловлено ужесточением требований к природопользователям в отношении охраны атмосферного воздуха (применение различного пылегазоочистного оборудования, внедрение экологически эффективных технологий на производствах, штрафные санкции и др.).

Областной центр — г. Петропавловск — вносит наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна Северо-Казахстанской области (рис. 1). Здесь расположено предприятие, дающее около 52% валовых выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников области — ТОО «Аксесс-Энерго Петропавловская ТЭЦ-2». Из районов наибольший вклад в загрязнение воздуха вносят Айыртауский, Мамлютский и Кызылжарский.

Рисунок 2 Выбросы в атмосферу от стационарных источников в разрезе г. Петропавловска и районов области (тыс. тонн)

Основной причиной роста выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников области, в период с 2002 до 2004 года, является увеличение выработки электроэнергии на ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2» и общий рост численности предприятий-природопользователей. Однако, ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2» ежегодно, за счет собственных средств, осуществляет мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду. Вследствие этого, выбросы от данного предприятия, начиная с 2004 года, постепенно снижаются.

Помимо ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2» значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха СКО вносят следующие стационарные источники: АО «ПЗТМ», АО «ЗИКСТО», АО «Мунаймаш», АО «Завод им. С.М. Кирова», ТОО «ИЗОЛИТ», элеватор АО «Колос», ТОО «СБИ-Агро», ТОО «Фрегат» и др. В малых городах области (Сергеевка, Булаево, Мамлютка, Тайынша) основными источниками загрязнения являются зерноперерабатывающие предприятия, животноводческие хозяйства и местные котельные незначительной мощности.

В общей структуре выбросов по области (рис. 2) 65% составляют твердые загряз-няющие вещества, газообразные — 35% (в т.ч. сернистый ангидрид — 31%, оксид углерода — 2,5%, окислы азота — 1%, прочие — 0,5%).

Рисунок 3 Структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В настоящее время острой проблемой в области является недостаточное оснащение источников выбросов очистными сооружениями (рис. 3).

Рисунок 4 Оснащение предприятий очистным оборудованием

Анализ диаграммы свидетельствует, что из существующих 3500 организованных источников загрязнения воздушного бассейна области, всего около 750 (22%) оснащено очистным оборудованием. Этот факт свидетельствует о том, что основная масса загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятий, поступает в атмосферный воздух без какой-либо очистки, что обуславливает необходимость оснащения пылегазочистным оборудованием источников загрязнения атмосферы.

Помимо стационарных источников, большой вклад в загрязнение атмосферного воздуха области вносит автотранспорт. В 2006 году, вследствие роста численности транспортных средств в области, и соответственно, увеличения количества сожженного топлива, наблюдается повышение объема выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

В настоящее время количество автотранспорта в СКО составляет более 84 тыс. единиц. Как показывает анализ, большой процент данного транспорта физически и морально устарел, что также сказывается на количестве загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах. Так, наибольшую долю в структуре автотранспорта СКО имеет транспорт в возрасте от 6 до 25 лет (табл. 2)

Структура автомобильного транспорта СКО

(по данным управления дорожной полиции ДВД СКО на 2006 год)

При этом если выброс загрязняющих веществ от передвижных источников в 2004 году составлял 75,9 тыс. тонн, то в 2005 году — уже более 190 тыс. тонн, а в 2006 — около 202 тыс. тонн (рис. 4).

Рисунок 5 Динамика выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта

Такая существенная разница показателей выбросов автотранспорта обусловлена не только увеличением его количества, но и несовершенством методики расчета выбросов от передвижных источников. В настоящее время данные расчеты проводятся исходя из топливного баланса — по Методике определения платежей за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками РНД 211.1.03.01-96 (Алматы, 1996). Использование данной методики позволяет ориентировочно оценить величины выбросов токсичных компонентов, т.к. данный метод не учитывает структуру и техническое состояние парка автомобилей, условия движения, мероприятия по снижению токсичности выбрасываемых веществ и т.д.

Таким образом, для объективной оценки воздействия автотранспорта на атмосферный воздух, необходимо разработать методику расчета валовых выбросов от автотранспортных средств основанную на результатах испытаний, учитывающую показатели токсичности и топливной экономичности транспортных средств.

Существенными источниками загрязнения атмосферного воздуха кроме стационарных и передвижных источников являются отвалы промышленных и энергетических предприятий. Наиболее крупные из них в области — I и II золоотвалы ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2».

С начала эксплуатации ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2» (1961 г.) накоплено около 36 млн. тонн золошлаков. Выход золошлаков на ПТЭЦ-2 составляет ежегодно более 700000 тонн. Общая площадь золоотвалов ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2» составляет около 592 га. В настоящее время, с целью снижения их негативного влияния на атмосферный воздух и окружающую среду в целом, проведена рекультивация золоотвала №1 и 1-ой секции золоотвала №2. Всего рекультивировано 84,7 га, в том числе в 2005 году — 20 га.

По своим физико-химическим свойствам золошлаки ТОО «Аксесс-Энерго ПТЭЦ-2» являются эрозионноопасным материалом, тонкодисперсны и малосвязаны. По гранулометрическому составу они представлены преимущественно пылевыми частицами.

Анализ всего вышеизложенного свидетельствует о существенном влиянии хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в области, на качество воздушного бассейна. Контроль состояния атмосферного воздуха является необходимым условием поддержания его качества на уровне, соответствующем санитарным нормам.

Основные наблюдения за качеством атмосферного воздуха области ведутся в областном центре — г. Петропавловске — ДГП «Северо-Казахстанский центр гидрометеорологии» РГП «Казгидромет», на 2-х стационарных постах. При изучении загрязнения атмосферного воздуха определяются 7 ингредиентов: взвешенные вещества, диоксид серы, растворимые сульфаты, оксид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид. По определяемым вредным веществам состояние атмосферного воздуха стабильно (табл. 3, 4).

Анализ данных таблицы 4 показывает, что с каждым годом, все чаще, наблюдаются превышение концентрации в воздухе диоксида азота, превышение по оксиду углерода имеет циклический характер. Индекс загрязнения атмосферы с 2002 по 2004 год имеет тенденцию роста, в 2005 году наблюдается снижение, а в 2006 — опять увеличение. Такие различия в показателях могут быть обусловлены несовершенством существующей системы мониторинга.

Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта и промышленности в окружающую среду

Основными мерами борьбы с воздействием промышленности и транспорта на окружающую среду являются: строгий контроль выбросов вредных веществ. Нужно заменять токсичные исходные продукты на нетоксичные, переходить на замкнутые циклы, совершенствовать методы газоочистки и пылеулавливания. Большое значение имеет оптимизация размещения предприятий для уменьшения выбросов транспорта, а также грамотное применение экономических санкций.

Большую роль в защите окружающей среды от химических загрязнений начинает играть международное сотрудничество. В 1970-е в озоновом слое, защищающем нашу планету от опасного действия ультрафиолетового излучения Солнца, было обнаружено снижение концентрации О3. В 1974 установили, что озон разрушается под действием атомарного хлора. Одним из основных источников хлора, попадающего в атмосферу, являются хлорфторпроизводные углеводородов (фреоны, хладоны), используемые в аэрозольных баллонах, холодильниках и кондиционерах. Разрушение озонового слоя происходит, возможно, не только под действием этих веществ. Тем не менее, были предприняты меры по уменьшению их производства и использования. В 1985 многие страны договорились о защите озонового слоя. Обмен информацией и совместные исследования изменений концентрации атмосферного озона продолжаются.

Проведение мероприятий, предупреждающих попадание загрязняющих веществ в водоемы, включает установление прибрежных защитных полос и водоохранных зон, отказ от ядовитых хлорсодержащих пестицидов, уменьшение сбросов промышленных предприятий за счет применения замкнутых циклов. Снижение опасности загрязнения нефтью возможно путем повышения надежности танкеров.

Для предотвращения загрязнения поверхности Земли нужны предупредительные меры — не допускать засорения почв промышленными и бытовыми сточными водами, твердыми бытовыми и промышленными отходами, нужна санитарная очистка почвы и территории населенных мест, где такие нарушения были выявлены.

Наилучшим решением проблемы загрязнения окружающей среды были бы безотходные производства, не имеющие сточных вод, газовых выбросов и твердых отходов. Однако безотходное производство сегодня и в обозримом будущем принципиально невозможно, для его реализации нужно создать единую для всей планеты циклическую систему потоков вещества и энергии. Если потери вещества, хотя бы теоретически, все же можно предотвратить, то экологические проблемы энергетики все равно останутся. Теплового загрязнения нельзя избежать в принципе, а так называемые экологически чистые источники энергии, например ветряные электростанции, все равно наносят ущерб окружающей среде.

Пока единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

Экономический рост в индустриально-развитых странах имеет свои недостатки. Высокие его темпы сопровождаются загрязнением окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.

Экологическая ситуация в Казахстане, в том числе и в промышленности стала одной из важнейших причин ухудшения основных показателей здоровья населения, снижения средней продолжительности жизни и роста смертности. Однако, в Казахстане существует развитая система охраны окружающей среды. Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в промышленности нашей страны

1. Василенко В.А.Экономика и экология: проблемы и поиски путей устойчивого развития. Новосибирск, 2000.

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. — М. Юриспруденция, 2001.

Карпин М.М. Биополитика. М. 2002.

3. Кормилицын В.И. Цицкишвили М.С. Яламов Ю.И. Основы экологии. М. 2002.

4. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Теория фирмы. Спб. 1995.

5. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика. М. 2003.

6. Официальный сайт управления природных ресурсов и регулирования природопользования Северо-Казахстанской области http://dpr.sko.kz/rus/index.htm



как влияет промышленность на окружающую среду, влияние промышленность окружающий среда:Влияние промышленности на окружающую среду: локальные, региональные и глобальные экологические проблемы на примере Северо-казахстанской области. Система предпринимаемых мероприятий по борьбе с выбросами промышленности и автотранспорта в окружающую среду.