Как решить задачу арифметическим действием

Этапы работы над арифметической задачей

Тема: Решение арифметических задач в начальных классах школы 5 вида.

Трудности решения арифметических задач учащимися с ТНР

Этапы работы над арифметической задачей.

Трудности решения арифметических задач учащимися с ТНР

Ошибки, которые допускают ученики речевых школ при решении арифметических задач:

Из-за недоразвития речи и психических функций, наиболее тесно связанных с нею (фонематического восприятия, речеслуховой памяти, вербального мышления):

1. Трудности при чтении задачи, в восприятии задачи на слух, бедность словарного запаса → непонимание содержания задачи

2. Неумение анализировать лексико-грамматические связи между словами, предложениями → невозможность определить связь между данными и искомым → трудности в поиске решения задачи

3. Несформированность внутренней речи, ее регулирующей, планирующей и контролирующей функции → неумение четко представлять последовательность действий, уметь составлять план решения, придерживаться этого плана, отвлекаясь от несущественных данных, проверять правильность решения

4. Нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи → трудности в отчете о решении задачи, в оформлении ответа и т.п.

Из-за недостаточного усвоения математических знаний:

1. Привнесение лишнего вопроса и действия.

2. Исключение нужного вопроса и действия.

3. Несоответствие вопросов действиям: правильно поставленные вопросы и неправильный выбор действий или, наоборот, правильный выбор действий и неверная формулировка вопросов.

4. Случайный подбор чисел и действий.

5. Ошибки в наименовании величин при выполнении действий:

a) наименования не пишутся;

b) наименования пишутся ошибочно, но вне предметного понимания содержания задачи;

c) наименования пишутся лишь при отдельных компонентах.

6. Ошибки в вычислениях.

7. Неверная формулировка ответа задача (сформулированный ответ не соответствует вопросу задачи, не соответствует ответу последнего действия и т.д.).

Среди математических задач различают простые и составные.

К простым относятся те, которые можно решить одним действием, к составным – те, которые решаются в два и более действия.

Виды простых задач:

Примечание. схематическую форму записи можно использовать и с целью работы над геометрическими понятиями (отрезок, прямоугольник), и для отработки чертежных навыков. В любом случае требуется точность построения с соблюдением всех указанных данных (в нашем примере длина второго прямоугольника ровно на 5 клеток больше, т.е. условно каждый кг обозначается как одна клетка)

Ÿ графическая форма записи. Это запись содержания задачи в виде чертежа, диаграммы. Удобнее всего в графической форме записывать задачи на движение.

Ÿ табличная форма записи.

Мама купила 10 булочек и заплатила 20 рублей. Сколько мама заплатит за пять булочек?

После построения вспомогательной модели необходимо проверить:

1. Все ли объекты задачи и их величины показаны на модели;

2. Все ли отношения между ними отражены;

3. Все ли числовые данные приведены;

4. Есть ли вопрос [требование] и правильно ли он указывает искомое?

d. повторение задачи по вопросам;

e. воспроизведение одним из учащихся полного текста задачи.

Поиск решения задачи.

На этом этапе учащиеся, отвечая на вопросы учителя, поставленные в определенной логической последовательности, подводятся к составлению плана решения задачи и выбору действий. Намечается план и последовательность действий – это следующий этап работы над задачей.

В тексте многих задач имеются слова: «всего осталось», «больше», «меньше», которые указывают на выбор арифметического действия, но опираться только на них при выборе арифметического действия нельзя, так как в отрыве от контекста они могут натолкнуть ученика на ошибочный выбор действия. Исключать эти опорные слова не следует, так как они отражают определенную жизненную ситуацию, но нельзя акцентировать на них внимание учащихся вне контекста задачи. Например, нельзя говорить ученику, что «Если в задаче есть слова: всего. стало. то тогда необходимо складывать, если в задаче есть слово осталось. то необходимо вычитать».

Выбор действия при решении задачи определяется той зависимостью, которая имеется между данными и искомыми в задаче. Зависимость эта правильно может быть понята в том случае, если ученики поняли жизненно-практическую ситуацию задачи и могут правильно выразить ее через действия над числами. С этой целью учитель проводит беседу с учащимися, которая называется разбором задачи. Разбор задачи можно начать с числовых данных (сверху) и вести учащихся к главному вопросу задачи. К двум числовым данным, которые вычленяются из условия задачи, подбирается вопрос.

Разбор задачи можно начать от главного вопроса задачи (снизу), при этом к вопросу учащиеся должны подобрать два числа.

В младших классах школы V вида при разборе задачи рассуждения чаще всего проводятся от числовых данных к вопросу задачи, так как учащимся легче к выделенным числовым данным подставить вопрос, чем подобрать два числа (из них могут быть оба числа или одно неизвестным) к вопросу задачи. Однако, начиная с третьего класса следует проводить рассуждения от главного вопроса задачи, так как такой ход рассуждений более целенаправлен на составление плана решения в целом.

Опираясь на предыдущий этап, в процессе которого учащиеся осуществляют поиск плана решения задачи, они готовы устно сформулировать вопросы задачи и назвать действие. После чего учащимся предлагается записать решение.

В 1 классе в начале учебного года учащиеся еще не знают букв, не умеют их писать, поэтому решение задачи записывается соответствующими арифметическими действиями без наименований. Вместо букв учащиеся могут около чисел схематически нарисовать предмет: яблоко (кружок), палочку и т.д..

Действие записывается в середине строки, чтобы отличить его от примера. При этом учитель учит учащихся давать краткое пояснение к выполненному действию (устно). По мере изучения букв обучающихся учат записывать решение задачи с наименованием. При записи сложных задач могут использоваться следующие формы записи:

запись арифметических действий и ответ задачи;

записи решения с пояснением того, что найдено в результате каждого действия;

запись решения вопросами. (вопрос и действие чередуются), в конце записывается ответ;

запись с начала только плана решения, затем соответствующих действий, или наоборот, в конце записывается ответ.

Форма ответа может быть краткой и полной. Пример:

1. Ответ: 250 кг яблок.

2. Было собрано за 3 дня 250 кг яблок.



как решить задачу арифметическим действием:Этапы работы над арифметической задачей Тема: Решение арифметических задач в начальных классах школы 5 вида. Трудности решения арифметических задач учащимися с ТНР Этапы работы над