Философия как форма духовной жизни общества

Философия как форма духовной культуры.

Философские вопросы в жизни современного человека.

Вопросы те же, что и сотни лет назад: Почему Мир устроен именно так? В чем смысл жизни? Что такое Хорошо и то такое Плохо, и почему так Можно, а так Нельзя? Неужели со смертью Всё заканчивается, или есть что-то после? Есть ли закономерность в этом бардаке и хаосе вокруг, и если есть — кому всё это нужно. Философия — не в вопросах, а в той глубине, до которой способен дотянуться человек в поисках ответов.

Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение — его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI — начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Бога. Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно. Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога –сверхъестественный .

Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.

Человек — это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные — способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Философию можно разделить на три части в соответствие со специфическими ее «предметами»:объектом деятельности, субъектом деятельности и непосредственно самой деятельностью. ее методами и средствами осуществления. В соответствие с данной классификацией предмет философии также делится на три части:

1. Природа. сущностьмира в целом (объективная реальность).

2. Сущность и назначение человека и общества (субъективная реальность).

3. Деятельностьсистему «человек-мир». взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности.

1. При исследовании природы и сущности мира в целом внимание уделяется объективной реальности, общему представлению о мире, его категориальной структуре, принципах его существования и развития. Однако мир может восприниматься человеком по-разному: как существующий вечно, сам по себе, не зависимо от человека и общества, или как действительность, которая возникла в результате реализации некой идеи. На основании различных подходов к пониманию мира формируется основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию (или духа к материи), который ставит своей задачей определить, что же первично: материя или создание. В зависимости от ответа на данный вопрос различают два основных философских направление – материализм и идеализм .

2. Исследуя сущность и назначение человека. философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир». философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Философия как форма духовной культуры.

Что такое духовная культура?

Новиков: Духовная культура человечества включает в себя массив опыта

человечества, отношение людей и общества к природе и жизни. Многообразие

форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез"

духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни

общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей

научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную,

художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает

религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения

ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых

духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в

различных формах и уровнях общественного сознания.

Рассмотрим, каим образом происходило становление философии в системе

1) Ф. как теоретический уровень мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок,

определяющих отношение человекак к миру ивыступающих в качестве ориентиров

и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения

является мифология – образное синкретическое представление о явлениях

природы и коллективной жизни. Другая мировоззренческая форма,

существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти

формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с

низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным

развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого

общества, совершенствования познавательного аппарата стала возмодной новая

форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-

практический, но и теоретический характер. Философия зарождается как

попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума.

Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской

мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических

знаний, накопленных человечеством. Философия – это теоретический уровень

2) Ф. как универсальное теоретическое познание.

По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов

научного исследования происходила дифференциация форм теоретического

освоения действительности, становление конкретных наук и вместе с тем

обретение философией нового облика, изменение предмета, метода и функций.

Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения

действительности. В этих условиях четко обнаружилась функция философии как

формы универсального теоретического познания. Ф. – это форма познания

наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Другая важная

особенность философии – субстанциализм – стремление философов объяснить

происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через

единое, устойчивое начало. Основная проблема, с которой так или иначе

связаны различные проблемы философского мировоззрения – отношение мира и

3) Маркс: Ф. как форма социально-исторического знания.

В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось

представление о философском разуме как носителе “высшей мудрости”, как

верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все

существующие, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических

взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представление об особом,

сверхисторической позиции философского разума стали принципиально

невозможны. В традиционном образе философии Маркса не удовлетворял

значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности.

Философия должна учитывать формы исторического развития и указывать пути,

идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Философия в новой ее

интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в

целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права,

морали, искусства, науки. Историко-материалистическое понимание общества

позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры,

понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей,

осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского

Философия в системе культуры: Философские интересы обращены ко всему

многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля

Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, этот

перечень может бесконечно расширяться, добавляя новые разделы философского

При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в

отвлечении от всего остального комплекса вопросов.



философия как форма духовной жизни общества:Философия как форма духовной культуры. Философские вопросы в жизни современного человека. Вопросы те же, что и сотни лет назад: Почему Мир устроен именно так? В чем смысл жизни? Что такое