Духовная культура как составная часть культуры общества

Составные части духовной культуры

Культура возникает как новое явление на Земле. Считать ли ее надстройкой или сублимацией — в любом случае она качественно особое образование. Еще у обезьян замечено стремление к манипулированию предметами, не имеющее непосредственного практического значения, и это считается их характерным свойством. Из свободного манипулирования и развивается мир духовной культуры. Вот как объясняет генезис мира культуры Б.Ф. Поршнев: «Это обход неприкосновенности окружающего мира посредством создания отраженного прикосновенного мира, ибо само создание есть приложение рук и телесных сил, а также имеет целью чужое восприятие. Люди заменяют естественную среду искусственной, неестественной — сферой культуры: производством звуков и телодвижений, зрительских, вкусовых и обонятельных воплощений мнимого, т. е. представляемого»1. Человек.создает собственный символический универсум. Немецкий философ Эрнст Кассирер писал: «В виде языка, искусства и всех форм своей культуры человечество в известном смысле создало новое тело, которое принадлежит всем вместе. Отдельный человек, конечно, не может передать по наследству те индивидуальные умения, которые он усвоил в течение своей жизни. но то, что он высказывает в своем произведении, что выражает при помощи языка, что изображает образно или пластично, «сращивается» с языком или искусством и продолжает жить через них. В этом процессе проявляется то, что отличает простое преобразование, совершающееся в кругу органического становления, от образования человечества»2. «Мир идей» Платона, «Град Божий» Августина Блаженного, «третий мир» интерсубъективного научного знания английского Философа XX в. Карла Поппера — части мира духовной культуры, включающего символические формы, атмосферу (то, что называют экологией духа), духовных творцов и всех, кто попадает в поле пРитяжения духовной энергии (поле в физическом смысле, как гравитационное или электромагнитное). В этом поле происходит Поршнев Б.Ф. Указ. соч. С. 467. Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М. 1998. С. 139. 31 Культурология в вопросах и ответах становление человека как творца. «Можно считать доказанным, что гениальные способности даются от рождения, но реализуются они или нет — зависит только от культурного окружения, в котором потенциальные гении оказываются уже после рождения»1. Связь Человека Духовного с культурными формами отнюдь не ограничивается тем, что, скажем, прочитав книгу или станцевав, он возвращается как ни в чем не бывало к повседневным делам. В культуре он находит смысл жизни и действует в соответствии с ним. Мир духовной культуры отличается и от мира культуры, и от мира материальной жизни человека. От первого тем, что в этом мире действует человек, а от второго тем, что здесь действует духовный человек. Далее будут прослежены аналогии между миром духовной культуры и миром природы. Как соотносятся мир духовной культуры и мир материальной жизни человека? Бытие не определяет дух (хотя порой определяет сознание), скорее наоборот: дух определяет бытие. Связующей нитью между миром духовной культуры и миром материальной жизни человека служит материальная культура, с которой началось выделение человека из мира природы, но есть иные, не материальные формы воздействия духа на бытие (например, воздействие словом). В человеке действует воля к власти, но нет основания переносить ее на мир культуры, который развивается по своим законам.

Культура противостоит инстинктам агрессии и потребительства и борется с ними, но не их методами — это лишь утверждало бы их, а иным путем. Поэтому столь большое значение в духовной культуре приобретали, например, принципы непротивления злому, ахимсы. Это неудивительно, если духовная культура возникла из потребности создать механизм преодоления опасности самоуничтожения. Внутривидовое столкновение в животном мире обычно заканчивается признанием себя побежденным более слабым. Инстинкт запрещает хищнику убийство представителя своего вида. У человека подобного инстинкта нет. Если оы кто-нибудь из волков нарушил запрет убийства себе подобного, сородичи сказали бы ему, если бы умели говорить: «Ты ведешь себя, как человек». Могла бы родиться пословица «волк волку — человек». Культура выполняет роль «со- КреберД. Антология исследований культуры. СПб. 1997. С. 228. 32 Составные части духовной культуры циального» инстинкта, препятствующего доведению внутривидовой борьбы до убийства и компенсирующего основной инстинкт живой природы — инстинкт агрессии, присущий и человеку. Культура — специальное завоевание человека, необходимое ему, чтобы выжить и реализовать себя, и поэтому должна тщательно оберегаться. Если этого не происходит, Человек Разумный доводит себя и планету до глобального кризиса, чему мы оказались свидетелями. Прогресс человеческого рода прекращается, если гибнут культурные люди. К сожалению, становление Человека Духовного идет не такими темпами, как рост количества информации и деятелей культуры. Это заставляет сделать вывод, что далеко не всех ученых и писателей следует считать духовными людьми, что на примере науки показал один из лидеров исторической школы в методологии и философии науки XX в. Томас Кун, а в области массовой культуры заметно невооруженным глазом. Не всех и правителей — не только монарха-людоеда из Центрально-Африканской Республики, но и иных цивилизованных — можно зачислить в разряд духовных людей. Появление на Земле Человека Духовного — вопрос ОТНЮДЬ не скорого будущего. Есть социосфера, антропосфера, даже ноосфера, но нет сферы духовной культуры. Мир духовной культуры мы подразделили на семь отраслей — мистику, искусство, мифологию, философию, религию, науку, идеологию, а также на идеальные и реальные типы. Идеальные типы выделяются в основном по преобладающим в них отраслям культур. Модифицировав схему американского культуролога Д. Фейбмана, мы рассматриваем следующие идеальные типы культур: допервобытный, где преобладает материальная культура; первобытный, где преобладают мистика и искусство; военный, где преобладают технические средства уничтожения; мифологический, философский, религиозный, научный и идеологический, где господствуют соответственно мифология, философия, религия, наука, идеология. Всего восемь типов. Среди реальных типов, модифицировав схему цивилизации А. Тойнби, мы в качестве основных выделяем египетский, кри-то-минойский (или эгейский), шумерский, вавилонский, хеттский, ассирийский, персидский, иудейский, индийский, китайский, греческий, римский, европейский средневековый, византийский, мусульманский, мезоамериканский, андский, западный, американский, южнославянский, русский. Всего 21 тип. 2 Культурология в вопросах и ответах 33 Культурология в вопросах и ответах



духовная культура как составная часть культуры общества:Составные части духовной культуры: Культура возникает как новое явление на Земле. Считать ли ее надстройкой или сублимацией — в любом случае она качественно особое образование. Еще у обезьян замечено стремление к манипулированию предметами, не имеющее непосредственного практического … — —