Что такое информационная база в логистике

Тема 8.1. Информационные потоки в логистике

Для решения основных задач логистики необходимы широкое применение электронной обработки данных, научный функциональный анализ и применение технологий, позволяющих автоматизировать логистические операции. Инструментом объединения звеньев логистической цепочки является информационное обеспечение процесса движения материального потока, начиная с закупки сырья и кончая сбытом готовой продукции.

Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить оперативное получение информации о том или ином событии или коммерческой ситуации, сложившейся на рынке, или получение информации о запросе на поставку. В обоих случаях первостепенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы. Создание информационной сети предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри предприятия.

Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы, обеспечивающей функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных и финансовых потоков. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всей организации в целом исходя из логистических принципов. Основная цель информационной логистики — обеспечение всех элементов логистической системы информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт.

Информационный поток генерируется материальным потоком. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений. необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей).

Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности. которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

— неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна);

— множественность подразделений — поставщиков информации;

— множественность подразделений — потребителей информации;

— сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

— множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту.

Информационный поток может опережать материальный поток, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную. Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями:

— направление движения потока;

— скорость передачи и приема;

Движущийся информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством следующих операций:

— переадресации информационного потока;

— ограничивая скорость передачи до скорости, соответствующей скорости приема;

— уменьшая или увеличивая объем информации на отдельных участках прохождения информации;

— ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информация является важнейшим звеном логистической системы и служит для принятия опережающего управленческого решения .

Выделяют четыре уровня лестницы целей организации (уровни управления), которую можно представить в виде пирамиды. Каждому из уровней соответствует определенная информация.

Самый низкий уровень информационной пирамиды относится к отдельным сделкам и запросам. Примеры таких действий – запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта, информация о произведенной поставке, о прибывшем грузе. Скорость информационного потока на этом уровне очень важна. Действующий персонал – непосредственные исполнители.

Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления фирмой, основную часть менеджеров. Примером оперативной информации в логистике могут быть данные о структуре и объеме текущего запаса предприятия.

Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой для тактического управления. Стратегическое управление – высший уровень управления, осуществляемый высшим руководством компании. Тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, и информация, необходимая для принятия решений по их выполнению отличается от информации первого и второго уровней. Стратегическая информация в логистике определяет структуру логистической цепи, логистическую концепцию компании.

Например: создание складской Информация о рынке



что такое информационная база в логистике:Тема 8.1. Информационные потоки в логистике Для решения основных задач логистики необходимы широкое применение электронной обработки данных, научный функциональный анализ и применение технологий,