1 класс зачем я учусь

Формирование мотивов

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?»

Для школьников 1-2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама

говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.

В 3-4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4″ и „5″. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда „5″ и „4″, не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю „3″» (4 класс).

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только „4″ и „5″, потому что если получу „3″ или „2″, меня будут ругать дома».

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Среди благоприятных: 1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста; 2) полное доверие учителю; 3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность.

Неблагоприятные условия: 1) неустойчивое внимание; 2) неустойчивые интересы; 3) несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.

Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его обязанностей. Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим алгоритмом (системой указаний) изучения мотивов.

1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко

известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.

2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.

3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).

4. Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.

5. Иучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса будет знать обязательно.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Ими могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.

7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолеть трудности для удовлетворения познавательной потребности.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают: 1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учебу); 5) умение учиться; 6) уровень обученности (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования -наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов.

Следует обратить внимание, что в мотивах учения младших школьников за последнее десятилетие произошли существенные изменения. И школы, и ученики стали иными. Появились новые обстоятельства и условия, которые влияют на отношение детей к школе и учебе. Медицинские исследования упрямо свидетельствуют об ухудшении здоровья детей. Сказываются неблагополучные экологические и социальные факторы, особенно проблемы безработицы, алкоголизма. Ухудшилось питание в семье и школе. При этом учебная нагрузка в начальной школе в 1985-1986 гг. составляла 90 часов, в 1993-1994 гг. она увеличилась на 11 часов, а сегодня достигает 97 и больше. Специалисты считают, что от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психики пограничного характера, но уже к концу 1 класса их число доходит до 60-70 %. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как здесь ребенок проводит 70 % времени бодрствования в течение многих лет обучения. Некоторые учителя и родители уже называют школу «опасным местом для ребенка».

В связи с предстоящим переходом на четырехлетнюю систему начального образования в РФ проведены широкомасштабные исследования уровня обученности выпускников начальной школы по трем системам обучения: традиционной, занковской, эльконинско-давыдовской.

Все учителя отвечали на вопрос: «Каковы причины неуспешности обучения детей в вашем классе?» Чаще всего назывались: низкий уровень интеллектуального развития ребенка; плохо развитая ассоциативная память и речевые навыки; бедный словарный запас; неумение рассуждать и задавать вопросы; несформированность коммуникативных функций, волевых качеств. А один из ответов заставляет задуматься особенно: неподготовленность к обучению в школе. От 40 до 60 % первоклассников садятся за парты, миновав детские сады.

В связи с этим школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:

• создавать только положительный и привлекательный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;

• исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном — формировании ума и нравственности;

• воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

• создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку;

• формировать прочные основы элементарных знаний, умений, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе;

• по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;

• организовывать положительное, интересное общение детей между собой;

• воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку;

• утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений;

• формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей;

• стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

Опираясь на общие условия, педагог сконструирует практическую схему мотивации учеников своего класса, в которой найдут отражение особенности учеников и конкретные возможности удовлетворения их запросов.

Хорошие учителя — это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо: 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей; 3) поддерживать положительную обратную связь; 4) заботиться о разнообразии методов обучения; 5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; 6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; 8) формировать чувство долга, ответственности; 9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Многочисленные исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников. Эффективность обучения повышается, если для предупреждения усталости сделать физкультпаузу (около 3 мин) или изменить форму подачи материала.

Как солнце нужно всему живому, так и развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие.

Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет любопытство, ученики отвлекаются от урока, начинают вертеться, заниматься посторонними делами — наступает так называемое «двигательное беспокойство». Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им.

Подобное происходит, когда ученикам не за что «зацепиться» в прошлом опыте. Вот как пишет об этом Л.С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем, он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таково правило»[24].

Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются необычными задачами, с удовольствием разгадывают викторины, кроссворды и т.п. К поиску объяснений их подталкивают противоречия. Сталкиваясь с ними, они стараются дать им объяснение, упорядочить. Если удастся вплести их в канву урока, можно считать, что удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые перед ними поставлены.

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно, когда убеждены, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в их собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т.е. оценку реальных результатов и тех, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.

Обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более стресса блокирует мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избежать контакта с незнакомым миром вместо познания его. Учеба в школе, как показали исследования психологов, связана с появлением ряда комплексов, среди которых потеря интереса к учебе является наиболее распространенным. Помня об этом, учитель никогда не будет доводить напряжение в учебе до критического уровня. Его постоянной заботой будет создание ситуаций для поддержания у школьников положительного отношения к учению, школе, педагогам.

Мотивации способствует также оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для поддержки необходимой напряженности процесса обучения является изменение формы общения, под которым понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу:

• со всем классом — беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;

• с малой группой — 3-7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;

• в парах — двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;

• индивидуальную — каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Разнообразие дети рассматривают как приятную перемену в деятельности. Если она однообразна, быстро наступает усталость, снижается внимание. И, наоборот, оно повышается, когда сообщается новая информация, решаются новые задачи, преодолеваются новые препятствия. Поэтому следует регулярно изменять учебную ситуацию.

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.



1 класс зачем я учусь:Формирование мотивов: Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем … — —